Главная » Статьи » Мои статьи

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями учеников
1. СОДЕРЖАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: - психолого-педагогическое просвещение родителей, - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, - участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
1.1. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: - родительские университеты, - конференции, - индивидуальные и тематические консультации, - родительские собрания, - тренинги. Классный руководитель должен уделять большое внимание психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменения восприятия собственного ребенка в их глазах. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание. Родительские собрания могут быть: - организационными, - текущими, или тематическими, - итоговыми, - общешкольными и классными. Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса. Классные родительские собрания проводятся 4 раза в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в школе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. Считаем недопустимым коллективное обсуждение неуспевающих учеников, это нужно делать в индивидуальном порядке классному руководителю с родителями ребенка. В противном случае у родителей может пропасть желание посещать родительские собрания, где прилюдно оглашаются плохие или слабые результаты ребенка. Рекомендуем сделать выписку с оценками из классного журнала по каждому ученику за текущую четверть или полугодие. Выводы родители сделают самостоятельно. Не следует на родительских собраниях обсуждать финансовые проблемы. Иначе подобные встречи станут у родителей ассоциироваться с денежными поборами, что тоже может стать причиной неявки родителей. Правила подготовки классного родительского собрания. Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Как провести организационное родительское собрание в 5 классе? Цель собрания: Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива. Задачи собрания: 1. Изучить приоритетные интересы родителей пятиклассников. 2. познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе. Приглашение на родительское собрание можно отправить по почте или разнести с помощью учащихся. Текст приглашения может быть таким: «Уважаемые родители! Ваш мальчик (или девочка) стал учеником пятого класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше – на эти вопросы и многие другие поможет ответить наша с Вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится ………… . Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы и мамы. С надеждой на встречу Ваш классный руководитель ……………» Классный руководитель может подготовить в подарок родителям маленькие блокнотики, в которых на первой странице написать номер телефона школы, фамилии и имена педагогов, работающих в классе, свой номер телефона. К родительскому собранию можно подготовить следующий опросник (См. Приложение 1)
 1.2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: - открытые уроки и внеклассные мероприятия, - родительское общественное патрулирование. Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут участвовать в жизни класса. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВНов и Спортландий. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования при проведении школьных дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают за время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя. Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов.
1.3. Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе можно организовать с помощью следующих форм деятельности: - участие родителей класса в работе совета школы, - участие родителей класса в работе родительского комитета.
2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил общения с семьями учащихся. - Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен. - Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку - Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным - Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию - общие сведения о родителях или людях их заменяющих - жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность - образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе; - уровень педагогической культуры родителей; - авторитетность семьи в глазах ребенка; - степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка; - семейные обычаи, традиции и ритуалы; Условиями успешного семейного воспитания являются: - полная семья, - воспитание более одного ребенка, - педагогическое совершенствование, самообразование родителей, - здоровый микроклимат семьи, - авторитет родителей, - наличие четкого режима дня. Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, интерактивные игры. Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Уже на первой встрече можно использовать диагностику. 1. Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором учится Ваш ребенок? 2. Каким Вы видите классного руководителя Вашего ребенка? 3. Какие обычаи и традиции, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 4. Каким вы представляете себе класс, в котором будет учиться Ваш ребенок? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива? 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасение. Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
З. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями — предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашёго ребенка? 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок е вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка? В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
— Школа для меня —это...
— Класс, в котором я учусь, - это...
— Учителя для меня — это люди, которые...
— Мои одноклассники — это...
— Уроки для меня — это... — Предметы, которые мне нравятся, это...
— Предметы, которые мне не нравятся, это...
Для проективното исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
— Школа, в которой учится мой ребенок, это.,.
— Класс, в котором учится мой ребенок, это...
— Одноклассники моего ребенка — это...
— Выполнение домашних заданий для моего ребенка это...
— Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку — это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку) это...
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Категория: Мои статьи | Добавил: nemutschitel (14.05.2010)
Просмотров: 24290 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.6/10
Всего комментариев: 3
3 Ольга  
0
Статья хорошая.

2 Елена  
0
А что делать нам? Наш классный руководитель не хочет работать с родителями и не любит детей

1 Надежда  
0
Хорошая статья. 5!

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 435
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0