Главная » Статьи » Мои статьи

1. Принципы построения воспитательной работы в коллективе
План.
1. Принципы построения воспитательной работы в коллективе
1.1 Определение термина «воспитание» с точки зрения современной науки.
1.2 Задачи и функции деятельности классного руководителя.
1.3 Принципы внеклассной деятельности.
2. Диагностика в работе по созданию ученического коллектива.
3. Направления воспитательной работы
3.1 Приоритетные направления воспитательной работы
3.2 Планирование воспитательной работы в коллективе.
4. Развитие самоуправления в коллективе класса.
5. Системно – функциональная модель деятельности классного руководителя по воспитанию учащихся.
6. Список используемой литературы.
 
 Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом; «Воспитание это целенаправленное управление процессом развития личности. Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования.  Все документы ориентированы на повышение социального статуса воспитания в системе образования, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания. Государственные документы дают возможность классному руководителю четко определить цели и задачи воспитания, определить приоритеты успешности воспитательной работы. Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса; учащихся, педагогов, родителей. В них говорится о том, что классный руководитель должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения, родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности. Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции: Организация разнообразной деятельности в классе Забота о развитии каждого ребенка Помощь в решении возникающих проблем. Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает классный руководитель в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями: Социальные задачи, включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности. Диагностические задачи — правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этими нормами. Воспитательные связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни. Процессуальные задачи — выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности. Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвития личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственны проблем. Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня: 1. Целевые функции. К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие: - воспитание детей; - социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций. 2. Социально – психологические функции. организаторская (поддержка положительной детской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем сколько на помощи в самоорганизации); функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления); 3. Организация и управление деятельностью. Диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников, эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребёнка на выявление причин неэффективности результатов и даёт возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом); функция целеполагания (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя); функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя). Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются: 1) по видам деятельности — учебная, трудовая, спортивная, художественная; 2) по способу влияния педагога — непосредственные В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на: - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) - продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) - традиционные (регулярно повторяющиеся) Принципы внеклассной деятельности Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности. Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится, в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела. Принцип деятельности. Иногда можно слышать от классного руководителя таки слова: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими доводами соглашаться трудно. Ребятам нужна активная полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности (все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне урока. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, парады учебных планет, конкурсы - живая и конкретная деятельность. Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот — растет. Принцип обратной связи. Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие — классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведённом мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия — это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом сотворчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в пору порученном деле. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в после дующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного учителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей ученика и социально - психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Так считал классик педагогической науки К.Д. Ушинский. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, классный руководитель должен учитывать следующее: особенности возраста учащихся класса; степень сформированности детского коллектива; особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся; степень доверия друг другу детей и взрослых. Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил: Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности. Привило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться с людьми, которые не имеют отношения к делам класса. Правило четвёртое. Результаты должны служить не во вред, а во благо учащихся класса. Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе. Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должно учащимся разъясняться. Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики: Наблюдение. Наблюдение даёт возможность изучить участие каждого учащегося в конкретной деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать определенное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках. Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям. Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли. Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости. Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям. Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру. Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи: 1. Изучение личностных качеств учащихся класса. 2. Изучение общих и специальных способностей класса. З Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе. 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел. 5. Отбор методов для стимулирования и коррекции норы отношений и поведения учащихся. Приоритетные направления воспитательной работы Направление 1 «Здоровье» Цель работы классного руководителя в этом направления - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения Задачи работы классного руководителя в этом направлении: 1. Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физичёского и психического здоровья нации. 2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Отправные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»: 1. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. 2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями - предметниками З. Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможности коррекции здоровья учащихся. 4. Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися. 5. Организация и проведение внёклассных мероприятий, формирующих правильное Отношение к занятиям - физкультурой и спортом. 6. Формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья. Основные понятия направления «Здоровье»: Психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья. Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны, встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками - победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных ВУЗов походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья, предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивнёй тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет, беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивны столицы мира», «Спортивные традиции и обычаи в различных странах мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт я нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью», тематические консилиумы и собрания педагогов по. вопросу сохранения здоровья учащихся класса; ведение книги спортивных классных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а т.ж. села и города, встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола; обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблёме, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов. Направление 2 "Интеллект” Цель деятельности классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. Задачи классного руководителя: 1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития. 2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. 3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования Отправные моменты деятельности руководителя в направлении «Интеллект»: 1. Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы. 2. Сотрудничество с учителями — изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося. 3. Интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда. 4. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. 5. Сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся. 6. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся. Основные понятия направления «Интеллект»: Умствённое развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал. Формы работы классного руководителя в направлении «Интеллект» внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели школы, интеллектуальные бои, ринги, дебаты научно — исследовательские конференции, смотры интеллектуального творчества, спецкурсы и факультативы Направление 3 «Общение» Целью деятельности классного руководителя в направлении «Общение» является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Задачи работы классного руководителя в этом направлении: 1. Формировать у учащихся культур общения в системе «учитель — ученик», «ученик — ученик», «взрослый — ребенок». 2. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. Отправные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»: 1. Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики. 2. Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений. 3. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности. 4. Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических в рефлексивных умений общения. 5. Организация просвещения и консультирование родителей по проблеме общения. 6. Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения Основные понятия направления «Общение»: Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой. Формы работы классного руководителя в направлении «Общение» спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение», тренинги общения учащихся и их родителей, тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей, самопрезентации и самопредставления, праздники, конкурсы, дебаты. Направление 4 «Нравственность» Целью деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность» является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи работы классного руководителя в направлении «Нравственность» 1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания. 2. Формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем. Отправные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность» Развитие у учащихся желания знать понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих силь ных и слабых сторон. Воспитание умения бороться и выживать в трудных жизненных ситуациях. Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей. Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. Основные понятия направления «Нравственность» Нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт. Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность» Спецкурсы по нравственной тематике. Тематические классные часы. Тренинги нравственного самосовершенствования Театральные и кинопросмотры. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка. Дискуссии по нравственной тематике, Поисковая работа, создание музеев Шефская работа в детских домах, больницах, Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди нагорной проповеди. Изучение нравственного наследия писателей и поэтов мира и страны. Организация цикла нравственных бесед «Люди и нравственность». Праздничныё поздравления одноклассникам, педагогам, конкурсы. Клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины». Направление 5 «Досуг» Целью деятельности классного руководителя в направлении «досуг» является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачи классного руководителя в этом направлении: 1 Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности внеурочной деятельности. 2. Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся. 3. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности. 4. Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ. 5. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстниками. 6. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям. 7. Использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся. Отправные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг» 1. Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий. 2. Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение. 3. Изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии учащихся класса в их работе. 4. Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них. 5. Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся. 6. Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса. Формы работы с классным коллективом в направлении «досуг»: празднование памятных дат в жизни учащихся; празднование памятных дат календаря, посещение театров, музеев, выставок, театрализованные представления, фестивали, презентации, литературные базы, конкурсы талантов, марафоны. Направление 6 «Гражданин» Целью деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного сознательного выбора поведения и ответственности за него. Задачи классного руководителя в этом направлении: Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. 2. Формирование гуманистического мировоззрения. способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию. 3. Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования. Отправные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» 1. Изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам. 2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения. 3. Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся. 4. Через систему внеклассных мероприятий формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно - правового выбора мотивами долга, совести, справедливости. Основные понятия направления «Гражданин»: Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы. Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»: Тематические классные часы, спецкурсы. Встрёчи с представителями правовых структур, органов правопорядка. Посещение воинских частей, приемников - распределителей. Конкурсы, викторины по правовой тематике. Праздники получения паспорта, дня Конституции Интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на...» Читательские конференции по правовой тематике. Направление 7 «Семья» Основной целью для классного руководителя в направлении «Семья» является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи классного руководителя: 1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. 2. Организация психолого - педагогического просвещения родителей через систему. родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед З. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса — педагогов, детей и родителей. 4. Организация и целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности. 5. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель». Отправные моменты деятельности классного руководителя: 1. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы. 2. Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями. 3. Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка. 4. Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка. Основные понятия направления «Семья»: Семья уклад и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семьё. Формы деятельности с классным и родительским коллективом в направлении «Семья»: Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», Праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей и внуков Создание клубов общения «Родители и дети» Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации Праздники, посвящённые красным датам календаря и красным датам школы Походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско – ученических и семейных команд Дни творчества, дни открытых дверей. Как спланировать воспитательную работу с классным коллективом? Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами: Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности, как психологической основы данного возраста. Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи. Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность. Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей. Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое. Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах. Правило седьмое. Классный руководитель обязан изучить в анализе воспитательной работы за предыдущий год проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо будет решать в будущем году. Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими. Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, района, в котором расположена школа, города, самой школы. И нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей. Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко себе представлять уровень требований и притязаний взрослых и детей, к себе и другим, к жизни в классном коллективе. Для определения большей будущей результативности плана воспитательной работы с учащимися и родителями можно предложить родителям ответить на некоторые вопросы, которые не оставят взрослых и детей безучастными к совместной работе. Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги школьного года, определяются задачи будущей деятельности класса и классного руководителя. Изучение отношения к делам класса можно проводить по-разному. Можно, например, предложить учащимся вспомнить все дела класса, в которых они участвовали, и записать их на школьной доске, а затем попросить определить из этого списка классных дел а) самые интересные; б) самые значимые для ученика; в) самые скучные; г) самые полезные. Собран эту информацию, классный руководитель получает возможность заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы будущего года, а что может не годиться и не может быть использовано. Анализируя итоги каждой школьной четверти и результатов учебного года можно использовать такое исследование, как рейтинг классных и школьных дел. Учащимся предлагается перечень всех классных и школьных мероприятий за учебную четверть. Ребятам предлагается проанализировать этот список и проранжировать (поставить по степени значимости для себя) все перечисленные в списке мероприятия. Мероприятия, которые все ребята ставят на последнее место, необходимо исключить или изменить их структуру и содержание. Для изучения отношения учащихся к внеклассной деятельности можно использовать и анкетирование. На последнем родительском собрании в учебном году родителям тоже необходимо ответить на вопросы, которые позволят оценить результативность воспитательной работы с классом глазами родителей и прогнозировать её на будущее. Развитие самоуправления в коллективе класса. Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Педагогической целью ученического самоуправления является демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Процесс развития ученического самоуправления предполагает последовательную смену состояний, непрерывных качественных изменений, которые обеспечивают перевод класса из управляемой системы в самоуправляемую систему. Движущей силой этого процесса является его направленность на учащихся и зависит от отношения к цели деятельности каждого ученика, наличия мотивов участия в нем. Процессу развития самоуправления присущи содержательность функциональная и структурная характеристики. Развиваясь в каждом из видов деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые решали раньше члены педагогического коллектива. Постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности может быть неодинаковой. Например, самоуправление в досуговой деятельности может развиваться лучше, чем в учебной. Функции ученического самоуправления: самоактивизация организационное саморегулирование коллективный самоконтроль Какие поручения могут быть в классе. Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнение очень значимы в жизни всего коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, можно вначале определить сферу приложения своих сил. Для этого на доске учащих пишут слова,
Категория: Мои статьи | Добавил: nemutschitel (07.07.2010)
Просмотров: 10954 | Рейтинг: 3.8/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Вход на сайт
Наш опрос
Ваша причастность к жизни школы
Всего ответов: 619
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0